Движение

сайт про общественные движения

  1. Забастовка освобождает индивидуального работника от долгой привычки к пассивности, к подчинению, к послушанию в его экономической жизни... Она начинает, таким образом, возвращать человека из состояния отчуждения...
    Эрнст Мандель

Интервью



28/11 2008

Сидір

активист Антифашистского сопротивления, Киев

Антифа никоим образом не связаны ни с совком, ни с либералами, которые привели страну к нацизму


метки:


специально для dvizh.org

Исходя из того, что мы не можем повлиять сейчас на политику государства в целом, какие точечные удары по национализму может и должно нанести сегодня антифашистское движение?

По моему глубочайшему убеждению, наше движение сейчас находится в фазе своего становления и поэтому много вещей просто нужно ещё сделать, создать. От того, правильно ли мы выберем направления, будем ли способны анализировать наши успехи и неудачи, реалистически оценивать достижения, – зависит развитие всего движения.

На определённом этапе наше движение начало развиваться как агрессивная субкультура или даже некая коалиция субкультур. Хоть и была работа по формированию моды на антифашизм, формированию субкультуры антифа, в основном антифа-скинхедов. Я имею в виду SHARP и RASH движения и набирающее популярность движение футбольных антифа-хулиганов. Куда-то сюда можно отнести и достаточно популярный сегодня хардкор. Так вот, она (коалиция субкультур) возникла в результате понимания общности проблем и необходимости банальной самообороны. Я не склонен к кликушеству, которым занимаются некоторые товарищи, вешая всех собак на “субкультурщину”. Укоренённость в молодёжных культурах, как любят говорить на Западе, на самом деле – очень хорошая вещь. Но все мы должны понимать как плюсы, так и минусы этого и развиваться дальше, выходя за пределы определённого гетто, сотрудничая вместе, даже если какие-то моменты друг в друге нам не нравятся. Главный вопрос – поставить нашего общего врага в состояние импотентного маргинала, то есть сделать так, как в странах, где движение поставило ситуацию с наци под контроль.

Что делать? Развивать инфраструктуру антифа движения, налаживать грамотный информационный и пропагандистский процесс. Ведь достаточно часто в той же сети можно прочитать об антифашизме всякую чушь, написанную бонами, чтобы дискредитировать нас, но редко найдёшь реальную антифа информацию, наше мнение на злободневные темы. Поэтому нам не хватает журналистов, дизайнеров, аналитиков, сайтоделов. То есть на самом деле они есть, люди с антифашистскими взглядами или симпатиями, но или не хватает скоординированности, или понимания важности, что сейчас идёт война на самом деле, потому – всё для фронта, всё для победы! :)

Не хватает переводов с иностранных языков. Я вот на днях почитал сайт Антифа-вилдвэст нашел там офигительную статью, которая отвечает на много вопросов, встающих перед человеком, когда он думает на эти темы (вот эту статью).

Мы живём в правых обществах, на самом деле совок воспитал людей с правыми взглядами. Нету на территории пост-совка даже крупной общественной организации с освободительными взглядами и ценностями. Поэтому действовать нам приходится в таких условиях. Это не значит, что к обществу не надо апеллировать. Надо – и постоянно. Но иллюзии на этот счёт строить не стоит.

Власти борются с фашистами (подчёркиваю – с фашистами, а не с фашизмом) только из-за каких-то международных обязательств, ради имиджа и т.п. На самом деле одной рукой они стимулируют и создают фашистскую угрозу, а другой иногда имитируют борьбу с ней.

Подытожу. На самом деле всё достаточно просто: действие-информация-действие. Расширение и улучшение качества пропаганды, развитие антифа-структур и сети, в первую очередь используя Интернет, углубление контактов с компаньерос из других стран, в первую очередь изучение их опыта – как побед, так и ошибок. Реалистичная и постоянная борьба.

Как ты считаешь, как изменился за последний год количественный и качественный состав радикальных националистов (в Украине и в России, если ты в курсе)?

Ситуации в России и в Украине разные. Но в то же время так исторически сложилось, что много вещей, которые творятся у вас, с некоторым опозданием приходят к нам. Факт громадного влияния России на становление украинского нацистского движения неоспорим. Владение русским языком имеет в том числе и негативную сторону: наци-рунет оказал немалое влияние на наших нациков.

Традиционно в Украине не любили нацистов. Националисты от них открещивались, а “интересовались” лишь самые радикальные. Но всё равно у них было своё видение национализма, хоть и основанное на ксенофобии, антисемитизме, очень часто и русофобии. Тут стоит отметить, что традиционно ненавидимое русскими СМИ движение украинских националистов только в своём начале имело черты популярного тогда в Европе нацизма. В дальнейшем оно дрейфовало влево и, если не ошибаюсь, достигло в самоопределении подобия национал-демократии. То есть поднабралось довольно много разных либеральных и социальных штучек. Как объясняют сами националисты, когда они вышли за пределы Галичины, они столкнулись с реалиями в Советской Украине и “бытие поменяло их сознание” (аналогия моя). Они очутились и в эмиграции, где между их авторитарными и демократическими крыльями продолжалась борьба (Степан Бандера, вернувшись из концлагеря, не хотел смириться с тем, что всё так поменялось за время его отсидки).

В независимой Украине мы имели национал-демократический Рух (который отвергал лозунг “Украина для украинцев”, но говорил о “праве титульной нации”) и организации типа УНА-УНСО или ДСУ, радикально-националистические образования со своими военизированными структурами. Также существовала Социал-национальная партия, почти нацистская структура, но имевшая достаточно региональный характер. Где-то между ними болтался “Конгресс украинских националистов”, который даже в своих изданиях выступает против фашистов, называя при этом их “провокаторами и агентами Кремля”. В то же время где-то с конца 1990-х начинают появляться бонхеды, которые очень тесно общаются со своими русскими товарищами. Создаются музыкальные группы, проводятся концерты. Их выход из маргинальности начался с распространением доступности Интернета и где-то на рубеже столетий. Также это можно связать с прочным обоснованием нацистов на футбольных трибунах, модой на футбольный хулиганизм. В первую очередь это связано с “Динамо-Киев”, фанаты которого забыли о том, что ряд игроков их клуба в своё время расстреляли нацисты. Ну а дальше всё традиционно: террор, нападение на концерты, субкультуры, марши со вскинутыми руками. Фактически всё как в России только в уменьшенном размере.

Чем характерна ситуация сейчас: так как действующий президент большой патриот, то и риторика у него соответственная. Поэтому переход нынешней власти к националистической фразеологии стимулирует развитие нацистского движения. Каким образом? Во-первых, всё больше националистов толкают нацистские телеги – ведь то, что они говорили вчера, перестало быть радикальным, когда об этом начали говорить президент и действующая власть. Во-вторых, культивируется ура-патриотизм и “проукраинскость” и в ключе этого всё большее количество правых маразматиков, которым раньше был заказан путь в массы, получают трибуну, медиа, их приглашают на ТВ и тому подобное. То есть они становятся вполне респектабельными. Я уже не говорю, что, например, такие товарищи как Андрей Середа, солист группы “Кому вниз”, который не скрывает своих расистских взглядов и постоянно говорит об этом в мэйнстримных медиа, озвучивает на радио и ТВ рекламу, а во время президентской кампании Ющенко озвучивал его ролики, вёл митинги. Правда, после нашей реакции на его выступление во время митинга, когда он начал рассказывать о “музыке для белых людей”, его оперативно сняли: ведь в 2004-м за это могли быстро схватиться конкуренты. Но сотрудничество они после не прекратили.

Тенденции… ИМХО, в России государство авторитарное, имперское и националистическое. У нас же из-за того, что между собой борются русский и украинский национализмы (на стороне первых – КПУ, “Регионы”, Витренко и т.п.), есть щели и проблески демократии. У вас нацизм уже на этапе, на котором он достиг всего, чего мог (что разрешила система, которая вскормила его перед этим), и вполне вероятно, что скорее всего начнётся его деградация. Конечно, у вас имеет перспективы та фашня, которая подастся играться в респектабельность, всякие ДПНИ и тому подобные, но как свидетельствуют разные скандалы, им тоже будет отведено определённое место, и они должны его знать – им укажут. Да, у вас общество более расистское, но наше недалеко ушло. Просто ваши правые питаются мифом великой страны, имперскостью, а наши – “европейскостью”. Количественный состав изменился в сторону роста, но мне кажется, у нас он просто на более раннем этапе, чем у вас.

Кстати, наши наблюдатели присутствовали на нацистском марше за УПА 18 октября и когда была стычка с местным ОМОНом, они подметили, что в рядах наших нынешних наци очень много старшеклассников. Это другое поколение националистов. Как раз оно и будет пытаться копировать российский опыт.

Насколько ты считаешь осмысленными совместные марши очень разных антифашистских сил, наподобие прошедшего 2 ноября 2008 года в Питере “Марша против ненависти” или декабрьского марша и митинга в Москве в 2005 году?

Лично я считаю, что перед конкретной акцией должна быть поставлена конкретная цель. А по результатам должен быть проведён анализ того, что достигнуто. Вот результат несанкционированных маршей 2008 года в Москве – после убийства Крыла или против ментовского беспредела – налицо. Очень хорошие в пропагандистском плане акции. О них говорили, их обсуждали, люди смотрели на ютубе видео и т.п. А вот о тех, которые ты называешь, мало кто вспоминал, и если б я не интересовался всяким таким, вряд ли знал бы и я. Но даже я мало знаю – знаю только, что прошёл, потому что читал интервью с организатором питерского марша. Не знаю, я не против проведения подобного, хотя вряд ли, по моему мнению, это лицо сегодняшнего антифа-движения. Я думаю, что мы – совсем другая тема сегодня, никоим образом не связанная ни с совком, ни с либералами, которые привели страну к нацизму.

Уличное насилие, нападения на иностранцев, лозунги ненависти, призывы к чисткам и убийствам ― это черты националистических движений в любой стране? Какова ситуцаия на Украине? Насколько часто мирные формы национализма переходят в насильственные?

Есть разные националистические движения. И хоть я как анархист с большим скепсисом отношусь к национально-освободительным движениям, но борьба против угнетения в сферах, которые мы относим к “национальным”: языки, разные видения исторических событий, культура, – должна вестись. Но как ни удивительно, этим занимаются те, кто относится к так называемым “левым националистам”. Допускаю, что какой-то промежуточный этап и вспомогательную роль в процессе эмансипации эти движения всё-таки играют.

Но мы живём в эпоху обесценивания сущностей, вот в России нацисты говорят о каком-то мифическоом “освобождении от оккупантов”, “русском освободительном движении” и т.п. То есть, с одной стороны, они за “освобождение от оккупантов”, а когда им указывают на противоречие реальности, начинают мямлить об империи, колонизации и дарвинизме. В Украине сейчас так же, как и в России, мигрантов убивают, нацисты доминируют на стадионах и пытаются доминировать на улицах. Идёт борьба. Вот в Киеве сейчас небольшое затишье в противостоянии фа/антифа, но в таких городах как Львов или Чернигов, например, стычки происходят постоянно. Немного ослабили нацизм репрессии ментов перед чемпионатом по футболу Евро-2012. Часть нацистов сидит за убийства или терроризм. Но растёт молодое пополнение.

Сейчас боны пытаются влезть в большую политику. На этом надеется нагреться известный аферист от политики Дмитрий Корчинский, о котором говорят в ключе его крепких связей со спецслужбами. Сейчас они для него таскают каштаны, а он, в свою очередь, поможет лидерам небольших нацистских организаций стать капралами в армии, генералом которой рассчитывает стать он. Поэтому сейчас они переходят к тактике массовых уличных акций, постоянной засветки в медиа-пространстве, получения поддержки какой-то части общества. Для антифашистов это плохо ещё тем, что на их радикальном фоне Всеукраинское объединение “Свобода” (ребрэндинг уже упоминавшейся мною Социал-национальной партии) начинает выглядеть более либерально и привлекательно для избирателя. Эдакий “Национальный фронт”, который имеет все шансы преодолеть избирательный барьер и попасть на следующих выборах в парламент. Они всё профессиональней ведут кампанию, имеют достаточно большие средства для рекламы и пропаганды, имеют всеукраинскую организационную сеть и т.п. Что примечательно, по некоторой информации один из главных их финансистов – известный олигарх, еврей по этническому происхождению. Что же до насилия, то политиканы делают политику, подталкивая молодёжь к убийствам, насилию и дают им билеты на зону, не неся за это никакой ответственности. Лично я считаю, что бороться надо в первую очередь с ними, в том числе при помощи прямого действия.

Какие формы российского национализма больше всего видны при взгляде из Украины? Кто такие российские националисты?

Как у вас украиноофобия, так и у нас русофобия (может просто в несравненно более мелкой форме) пропагандируется фактически на государственном уровне. Ваши националисты, даже либеральные, говорят то, что у нас – радикалы и экстремисты. Государство их покрывает. Ваши “патриоты” спокойно вещают такое, от чего иногда (достаточно часто) задумываешься – здоровы ли они. Мне непонятно, как можно нормально смаковать убийство кого-то нерусского по национальности и тут же неистовствовать из-за насилия против кого-то русского. Это какая-то форма шизофрении. Рак мозга наступает, когда начинается ура-патриотический угар. Мне это в какой-то мере знакомо, у нас подобное было, когда вроде бы ЕСМ осквернил государственный флаг Украины на Говерле. Тогда у многих, вроде бы нормальных людей, началась националистическая шиза. Мне кажется, в России это не прекращаясь длится. Может я ошибаюсь, ведь посещаю достаточно часто специфические сайты и общаюсь с людьми, которые занимаются этим вопросом. Но всё же мне кажется, что это какой-то пиздец. Хотя, если мыслить логично, то Россия как многонациональная страна переживёт этот период: сама жизнь подтолкнёт к решению этой проблемы.

Ты раньше был участником националистического движения. Каким образом из националистов тебя занесло в антифашисты? Что произошло? Что способствовало такому переходу? Как отреагировали “коллеги по национализму”, как приняли антифа?

Я всегда был на стороне угнетённых, возможно поэтому мне никогда не был присущ расизм и антисемитизм. Будучи националистом, я искренне ошибался, считая что борюсь за то, чтобы сделать этот мир лучше. В первую очередь помочь тем, кто рядом, в одной с тобой стране. Но как показала жизнь, общение с “соратниками”, “лидерами”, – кроме удовлетворения своих амбиций, больных фантазий или жажды власти многим ничего больше не надо. Вместе с тем, я встретил там много нормальных людей и надеюсь, что когда-нибудь они осознают, что находятся не там, где надо.

Пропаганда правых показывает их оппонентов как чертей с рогами. Во время наших “революций” я познакомился с представителями разных идеологических течений и увидел, что они совсем ничем не хуже “соратников”, а часто и лучше. Так случилось, что я познакомился с линуксоидами и приверженцами свободного программного обеспечения и доступа к информации. Общаясь с ними и осмысливая собственный опыт, пришёл к выводу, что горизонтальная структура организации общества справедливей и функциональней и что за ней – будущее. Расовых предрассудков у меня не было, и большой проблемы придти таким образом к анархизму не составляло. Проблемой была история – ведь я её знаю и очень люблю. Какие-то моменты очень иногда трудно воспринять и найти компромисс с идеями видения будущего. Поэтому определённый период я был что-то типа националиста-анархиста. Разбираясь в теме, понял, что приставка “национал” лишняя. Ведь на самом деле, если ты патриот, в смысле хочешь добра другим, тем, кто вокруг, любишь свою Родину, то тогда тебе, как раз, если ты последователен, надо отказаться от “национал-патриотизма”.

К антифашизму пришёл, осознавая развитие нацистских тенденций. Антифа приняли хорошо, ведь тогда их почти не было. У нас на самом деле сложились хорошие отношения, я нашёл много друзей по всему миру. Вместе мы инициировали много интересных проектов, о которых, понятное дело, сейчас говорить не стоит, но результат у них уже есть, всходы хорошие.

Я совсем никакой не украинофоб, разговариваю на родном, украинском языке, изучаю историю, уважаю и чту позитивные народные традиции. Люблю наш народ и его культуры, считаю что взаимообмен ведёт лишь к обогащению, а солидарность и кооперация – к улучшению мира. Ненавижу несправедливость и делаю всё возможное, чтобы ей не осталось места во всей вселенной.

Ну и стараюсь не забывать, что “Каждое честное сердце- ещё одна революционная ячейка” :)

в категории: Интервью



8 комментария/ев »

  1. Вася says:

    А какова идейная основа антифашистского движения? До этого оно очевидно и ясно опирается именно на либеральную и коммунистическую идеологию. Если нет, то на что тогда? Чистый нигилизм, ненависть? То есть иррационализм. Тогда Вы такие же фашисты, только от своих маленьких корыстных группок и корпораций, меньшинств.

  2. ena says:

    Васе:
    по-моему, кто-то не прочитал текст, к которому написал комментарий.

    поиск врагов в любом маломальски непохожем на тебя человеке, национальный нарциссизм, жажда власти, подчинение высшему чину – вот это относится к фашизму. то, что ты зависишь от того, где родился, какого цвета твоя кожа, зависишь от внешней политики погрязжих во лжи государств, гражданином которых являешься, а не то, каковы твои поступки – вот это в высшей степени иррационально.

    антифа-движение базируется на принципах горизонтальной организации общества, личной свободы, на ответственности за свои действия и за то, что происходит вокруг, на принятии решений, не зависимых от всунутых нам в головы с детства предубеждений. это в основном, etc.

    я исчерпывающе ответила на ваш вопрос?

  3. Граф Черезов says:

    Всем современным благам цивилизации человечество обязано естественному отбору, воле к власти, диктатуре силы. Нация является наиболее однородной по Крови, Духу и традициям группой, хотя, безусловно, в ней есть различные неполноценные меньшинства, будь то сексуальные, религиозные либо социальные. Издревле, ради интересов большинства, дабы не допустить растления Кровных и Духовных ценностей (в Вашем понимании – предубеждений) они преследовались и уничтожались. Не считаете ли Вы, что культ толерантности препятствует уничтожению генетических и социальных отбросов, тем самым, позволяя им заражать полноценных представителей Нации гибельными идеями, ведущими нас в пропасть космополитизма и вырождения? А на счёт расизма… Самый жестокий и бескомпромиссный расист – история. Именно она показывает ничтожность и животную сущность черной расы, корысть и подлость семитов, величье Белой Воли и Разума. Ваша идея либо приведёт Белую Расу к катастрофе, поражая её своею гнилью изнутри, либо потерпит фиаско, так и оставшись маргинальным призраком, блуждающим в головах малоумных подростков.

  4. dansury says:

    >Граф Черезов
    “культ толерантности препятствует уничтожению генетических и социальных отбросов, тем самым, позволяя им заражать полноценных представителей Нации гибельными идеями, ведущими нас в пропасть космополитизма и вырождения”

    основа выживания любого сообщества – разнообразие, служащее резервом приспособления к новым условиям. попытки законсервировать общество в рамки нации, страны и прочих псевдоценностей, призванных лишь помогать контролировать рабов, обрекают его на стагнацию и увядание.
    полноценым такое сообщество долго не пробудет, как и его представители.

    по поводу генетики отвечу как медик:
    основа проявления большинства генетических болезней – накопление “больных” рецессивных генов, не компенсируемых “здоровыми” доминантными, которое может наблюдаться как раз в закрытых веками сообщетвах. например, ген гемофилии у евреев-ашкеназов, не допускавших в свой род кровь извне.
    гетерозиготы [мулаты, метисы, креолы, самбо и другие] оказываются статистически менее подвержены проявлению генетических болезней, чем их родители-гомозиготы по генам этих болезней.

    делайте выводы, нарциссичное вы создание. и пройдите генетическую консультацию, прежде чем заявлять о своей избранности. бьюсь об заклад, на Адама и Еву по своей генетике вы со своей подругой не потяните.

  5. Вася says:

    “гетерозиготы [мулаты, метисы, креолы, самбо и другие] оказываются статистически менее подвержены проявлению генетических болезней, чем их родители-гомозиготы по генам этих болезней.”. Это – ложь.

    “антифа-движение базируется на принципах горизонтальной организации общества, ” – странно, национализм тоже основывается на горизонтальном принципе организации общества – нации. Так и не ясна идеология развития антифашизма. Пока только на разрушении – “закрытого общества”. Очень хорошо отписал по этому поводу Джорж СОрос.

    • dansury says:

      “Это ложь” – ну что можно ответить на такое заявление? отвечу: “Нет, это правда”. У меня по крайней мере есть основания так заявлять, приведенные выше. Вгонитесь, дорогой человек, не поленитесь напрячь мозг.

      По поводу “горизонтальности нации”.. что определяет эту нацию? Если бы только язык, культура и духовная общность – тогда да, можно говорить о горизонтальной организации. Язык и культура доступны для всех. Но нация – это еще и социо-политико-экономическая общность, сложившаяся в результате становления государства, а в международном праве она вообще является синонимом государства.
      Некая горизонталь присутствует всегда. Но в случае с нацией она, увы, не является основой, даже не превалирует над вертикалью власти.

      А то, что вам не ясна идеология развития антифашизма, это сугубо ваши проблемы и нежелание разобраться в теме. Лично я в корне антифашизма вижу глубокую философию анархии (по этому поводу советую почитать, например, Альфредо Боннано). А то, что вам и Соросу что-то не понятно (мне например, не понятно, зачем он делал все эти фонды, раз он не разобрался в иделогии антифашизма.. я, кстати, так и не нашла ничего в интернете по этому поводу), уж точно не аргумент для перевешивания весов жизненных ценностей в сторону национализма или фашизма.

  6. Вася says:

    “У меня по крайней мере есть основания так заявлять, приведенные выше”. И каковы эти “основания”.

    “Вгонитесь, дорогой человек, не поленитесь напрячь мозг.” Я “вгоняться” не умею. Просто “основания” надо предъявлять в такого рода вопросах, иначе можно с таким же успехом заявлять обратное. Что не раз было сделано представителями расовой мысли.

    Сразу чувствуется, что про нацию Вы толком вообще ничего не понимаете. Если нация не является основой, то как она по вашим же собственным словам становится “синонимом” государства? И как она может быть в таком случае “политической” общностью? Нация превалирует своими интересами “социально-политическо-экономическими”, не забывайте и исторический аспект. Сорос не занимался антифашизмом, он занимался “открытым обществом”, поэтому Вы ничего и не нашли. Так что про чужой мозг не торопитесь делать выводов. Нам и Соросу многое понятно, и аргументы есть посерьезнее. Например хорошие аргументы дает наука – демография. В том, что нынче из себя представляет антифа – нет никакой “глубокой философии анархии”. Так что еще с вашей горизонталью разобраться надо, что это такое, и с чем ее едят.

    • dansury says:

      И каковы эти “основания”. http://dvizh.org/2008/11/28/698/comment-page-1#comment-1711
      можете еще раз написать “это ложь”. поведем дискуссию по кругу.

      “Если нация не является основой, то как она по вашим же собственным словам становится “синонимом” государства? И как она может быть в таком случае “политической” общностью?”
      она является основой _иерархического_ общества, вполне. не комментируйте, пожалуйста, то, чего я не высказывала.

      “В том, что нынче из себя представляет антифа – нет никакой “глубокой философии анархии””
      отвечу на ваше “нет никакого” еще раз: “Лично я в корне антифашизма вижу глубокую философию анархии (по этому поводу советую почитать, например, Альфредо Боннано)”

Ответить

Последние комментарии:

гайкин виктор: После публикации серии статей о силовиках как системообразующем элементе в России меня спрашивают, а...

гайкин виктор: «Вверх по ведущей вниз лестнице» В России традиционно менты считаются погаными, гебня – кровавой, а...

гайкин виктор: Арсеньевские вести 2008 №24 Коричневые марионетки и кукловоды в законе Гайкин Виктор Алексеевич...

Александр: “Хочешь изменить жизнь к лучшему – не обращайся к государству, обращайся к обществу. Хочешь работать...

gaikinvictor: «Народное вече» № 5, 2011 Российский экспресс и колымский тупик. «Россию нельзя завоевать, её можно...


Последние публикации:
16/12

«15-58». Химкинская история. Фотографии. Документы

16/12

Три ответа про 11 декабря: Ирина Костерина

Ирина Костерина - Событийный ряд
15/12

Три ответа про 11 декабря: Ольга Мирясова

Ольга Мирясова - Событийный ряд
15/12

Три ответа про 11 декабря: Александр Верховский

Александр Верховский - Событийный ряд
14/12

Как говорить про итоги 11 декабря 2010

Виктор Воронков - Аналитика
14/12

Три ответа про 11 декабря 2010: Андрей Кутузов

Андрей Кутузов - Событийный ряд
19/5

Молодежная гендерная школа

22/1

Самая удачная общественная акция

Александр Бикбов - Событийный ряд
21/1

Музей политической истории, о которой молчат



copylefter no_author _niece Александр Бикбов Александр Верховский Александр Григорьев Александр Мнацаканян Александра Назарова Алена Объездчикова Алёна Рогова Анастасия Денисова Анастасия Никитина Анатолий Ульянов Андрей Кутузов Андрей Юров Артем Марченков Борис Кагарлицкий Валерий Листьев Валерий Созаев Вениамин Дмитрошкин Вера Бредова Виктор Воронков Влад Тупикин Владимир Гущин Владимир Малахов Владимир Сливяк Всеволод Бедерсон Галина Кожевникова Глеб Ципурский Даниил Горецкий Дарья Кутузова Дмитрий Громов Дмитрий Десятерик Дмитрий Колбасин Дмитрий Макаров Дмитрий Полетаев Дэвид Денборо Евгений Орегон Елена Большакова Елена Дудукина Елена Омельченко Елена Тонкачева Игорь Аверкиев Игорь Сажин Ирина Аксенова Ирина Костерина Карин Клеман Киев Линор Горалик Михаил Габович Михаил Немцев Николай Баев Николай Олейников Олесь Кириленко Ольга Мирясова Пьер Бурдье Руслан Поршнев Сергей Давидис Сидiр Софья Чуйкина Стас Маркелов Украина Химки Юлия Башинова активизм активистские группы акции альтерглобализм антифашизм арт-активизм вегетарианство гендер гражданская политика гражданские права гражданские сети гражданский активизм гражданский контроль гражданское образование гуманитарный активизм демонстрация доступ к информации зоозащита интеллектуальный активизм исследования и анализ история активизма кампании контркультура космополитизм микрополитика мир без границ молодежные движения национализм ненасилие неформалы неформалы и власть образовательные реформы память права молодежи права человека правозащитное движение произвол милиции против ксенофобии против ксенофобии и дискриминации против тоталитаризма против цензуры профсоюзы публичная политика равноправие и неравенство реформы образования и науки свобода слова свобода собраний свобода творчества солидарность социальная защита социальная критика социальное проектирование социальные движения социальные движения и профессиональные сообщества социальные технологии социальный активизм цифровые права человека экология этика активизма