|
Юлия Башинова, Вениамин Дмитрошкингражданские активисты, Legal Team
|
НЕрыцари круглого стола
|
- А американцы вообще говорят:
«Войну им объявим, но не начнем.
Они себя сами задолбают оргпериодами…»
А. Покровский
В прошедшее воскресенье мы провели четыре с лишним часа далеко не лишнего времени в ОВД «Пресненское» г. Москвы. С нами также и там же невесело и принудительно провели время наши друзья.
Нас задержали на Тверском бульваре в середине воскресного дня 20 сотрудников ОМОНа, которые, не объяснив причин происходящего, запихнули нас в автобус, пересыпая матами и угрозами. Что мы сделали? Что послужило причиной задержаний? С чего все началось?
Началось, наверное, с круглого стола в ГУВД г. Москвы, где трое из задержанных были несколькими днями ранее.
4 февраля по приглашению руководителя пресс-службы ГУВД В. Бирюкова мы пришли на круглый стол вместе с Л. Алексеевой, Л. Пономаревым, М. Поляковой, А. Бабушкиным – от правозащитного сообщества, кроме нас там были чиновники ГУВД.
Круглый стол состоялся сразу после очередного разгона «Марша Несогласных», после запрета шествия памяти С. Маркелова и А. Бабуровой, после запрета четырех пикетов против отчисления студентов-участников «Маршей Несогласных» по инициативе первого замначальника ГУВД А. Иванова. И, разумеется, речь зашла именно об этих мероприятиях, а также вообще о ситуации с нарушениями прав граждан при проведении публичных акций.
Мы озвучили список нарушений, которые имеют место на всех акциях, проводимых группами граждан, за исключением представителей прокремлевских движений. Это рамки и ограждения в местах проведения пикетов и митингов, досмотр при входе на акции, цензура лозунгов и листовок, вмешательство сотрудников милиции в ход акций, угрозы от людей в форме и в штатском, несоблюдение процедуры прекращения мероприятий, недопуск «скорой помощи» к избитым активистам на месте акции и в отделении милиции, недопуск адвокатов в отделения милиции (см. “Судебная защита свободы собраний должна быть поставлена на поток” Сергея blacky-sergei Давидиса).
Отдельно обсуждались превентивные задержания и слежка за активистами, а также нападения на участников акций неопознанных людей, действующих в явном сговоре с милицией, либо покрываемых ею.
Представители ГУВД выслушали внимательно, и даже попытались какие-то моменты откомментировать, правда, постоянно уходя куда-то в сторону. В сухом остатке – ряд договоренностей, которые будут закреплены в итоговом документе, и, возможно, хотя бы часть из них воплотится в жизнь.
Маловероятно, но вдруг – могут начаться совместные тренинги для активистов и сотрудников милиции по правилам проведения публичных мероприятий, где активистам расскажут, что можно, а что нельзя делать во время акции, а сотрудникам милиции объяснят, где заканчиваются их полномочия и начинается свобода гражданина на самовыражение, собрание, мнение и слово. Говорят, что даже ролевые игры можно сделать: граждане в роли милиционеров, милиционеры – в роли граждан. Было бы весьма любопытно для обеих сторон.
Также маловероятны и лекции по истории правозащитного движения для сотрудников правоохранительных органов, участвующих в обеспечении порядка на правозащитных акциях – мол, чтобы не было страха перед мифическими правозащитниками, на 30 человек которых (если они на улице и с плакатами) нужно 1000 ОМОНовцев и солдат внутренних войск.
Есть надежда на создание инструкций для сотрудников милиции о том, что входит в их полномочия во время обеспечения порядка на акции, а что не входит. Что можно досматривать, а что нельзя, куда можно вмешиваться, а куда – ни при каких обстоятельствах. Что делать, как, зачем и какими средствами.
Еще, хочется верить, сбудется обещание ГУВД об издании приказа о допуске адвокатов и членов Общественного совета при ГУВД г. Москвы в места содержания под стражей. А также появится молодежное крыло при Общественном совете при ГУВД, куда смогут войти молодые гражданские активисты – организаторы и участники публичных мероприятий, молодые правозащитники.
Общим желанием было проведение круглых столов по обсуждению планирующихся и прошедших уличных мероприятий на регулярной основе. Есть ощущение, что это может помочь в деле совместного решения и предупреждения возможных проблем при проведении акций на улицах Москвы.
И уж в чем нас горячо уверили представители ГУВД – так это в том, что прекратится досмотр листовок, плакатов и лозунгов на акциях, слежка за активистами и превентивные задержания активистов сотрудниками милиции.
Мы отменили четыре пикета, отложив решение вопроса на месяц, пока будет длиться служебная проверка, результаты которой нам сообщат на следующем круглом столе. Организаторы шествия 8 февраля (Л. Алексеева и Л. Пономарев) отозвали свое уведомление и обещали не выходить на акцию, просили лишь не задерживать тех, кто все же захочет в этот день пройти шествием памяти в заявленном или другом месте. Мы разошлись, договорившись – не о сотрудничестве – о взаимодействии.
На следующий день мы сдержали слово и не вышли на пикет. Еще через день мы сдержали слово второй раз и не вышли снова. В воскресенье мы третий раз подтвердили, что слово наше крепко и не вышли на шествие по бульварам.
О том, как держит слово ГУВД, – ниже.

Мы шли всемером (Леша Казаков, Денис Шадрин, Вика Громова, Серж Константинов, Дима Волов и мы) к метро «Пушкинская». Без флагов и плакатов, с куском вишневого пирога в коробочке. В начале Никитского бульвара мы увидели первых сотрудников ОМОНа. Они гуляли парами, их было много. Примерно в середине бульвара мы увидели первый автобус, в арке одного из дворов – большое количество людей в форме.
Ближе к Тверскому бульвару мы увидели очень много автобусов с сотрудниками милиции и ОМОНа, а также автозаки – в общей сложности примерно 40 машин. Помня о том, что на сегодня было запланировано шествие, мы пошли не по центру бульвара, где предполагалось шествие, а по тротуару правой стороны бульвара.
В это время нас, оказывается, уже внимательно рассматривали и снимали на видеокамеру. Отсняв наши лица, сотрудники, сидящие в автобусах, сверились с распечатанными заранее фотографиями (никакой слежки за активистами!). Обнаружив среди них наши – приняли решение.
Около здания ИТАР-ТАСС к нам подошли порядка 20 ОМОНовцев и стали что-то говорить про то, что у них «тут запрещенный митинг». Мы объяснили, что не возражаем против их митинга, хотим пройти мимо, но нас не пропускали. Мы попросили их представиться, это сделал только один сотрудник – старший сержант Власов, который тут же сказал нам, что если мы не пройдем в автобус, он «свернет нам ласты и запихнет туда силой».

фото – http://www.kommersant.ru
В общем, ласты свернули, в автобус запихнули. Впоследствии мы узнали, что поступивший по рации громкий приказ «Тащите их в автобус!» отдал некий командир батальона Шевчук (никаких превентивных задержаний!).
Причину задержания мы так и не узнали, но вскоре помощники Виктора Бирюкова –Алексей Кузнецов и Николай Зубков – сообщили нам по телефону, что «все под контролем»: нас отвезут в ОВД «Пресненское», где проведут «профилактическую беседу о недопустимости проведения несанкционированных мероприятий» и отпустят на все четыре стороны. На вопрос о правомерности подобных действий и отказе от подобных «бесед» помощники сказали: «Уточним и перезвоним». Уточняли долго и неоднократно, признавшись в итоге, что «сделали все, что могли, помочь больше ничем не в состоянии».
Тем временем нас доставили к стенам ОВД «Пресненское» (после почти часовой «экскурсии» по Москве), где пообещали «кости переломать», продержали час в автобусе и полчаса на улице, а потом стали затаскивать в отделение по одному. Мы взялись за руки и держались друг за друга, не давая расцепить нас. В отделение прошли все вместе.
Там на нас нападал человек в штатском, которому нас тоже не удалось расцепить; с нас требовали документы, которых не было; заводили в комнату для бесед, где на стенах висели стикеры экстремистской РНЕ (мы их заклеили другими – красивыми). Обещанная «профилактическая беседа» обернулась угрозами обвинения по ст. 19.3 (невыполнение законных требований сотрудников милиции, по этой статье грозит до 15 суток ареста) и содержанием в ОВД до завтрашнего суда.
Мы написали заявления о незаконном задержании и отдали их дежурному. К тому времени мы были задержаны уже более трех часов.
На исходе четвертого часа в отделение прибыли те самые помощники Бирюкова и полковник юстиции Мамонтов – дежурный прокурор по району. Как выяснилось, это – результат настойчивости Людмилы Алексеевой и Льва Пономарева, которые так же, как и мы, хорошо помнили обещания Бирюкова на круглом столе и поставили на уши и его, и прокурора города, и СМИ.
Полковник юстиции Мамонтов принес нам официальные извинения за незаконные действия сотрудников ОМОНа, сказал, что мы можем быть свободны и обещал, что ответы на наши заявления поступят через 10 дней.
В финале этой истории к нам подошли сотрудники ГУВД и уточнили – в силе ли договоренность об отмене оставшихся двух пикетов. Мы подтвердили, что решение не изменили, но, похоже, нам не поверили.
На Пушкинской площади сегодня, 9 февраля, когда должен был состояться наш третий пикет из четырех, наблюдатели Legal Team зафиксировали 40 автобусов и автозаков, а также полк солдат внутренних войск, которые ждали нас. Но мы не пришли.
Юлия Башинова – juu_lka
Вениамин Дмитрошкин – benjik
P.S. “Мы устали от того, что когда по городу идут 20 человек с цветами, у нас объявляется чуть ли не чрезвычайное положение. Поэтому мы обязательно выйдем на шествие 15 февраля, и пусть только попробуют забрать нас. Тогда мы выйдем 22-го и так далее. Будем ходить до тех пор, пока столичные власти не начнут соблюдать законодательство” – Людмила М. Алексеева (МХГ).

в категории: Событийный ряд
5 комментария/ев »
Ответить
|
Выражать свое мнение всегда каралось властью. Это уже аксиома.
Молодцы ребята. В головы козлов и их паханов, живущих до сих пор по советско-бандитским понятиям, нужно вдалбливать, что в этой стране есть закон. В вашем поведении в данной ситуации видны слаженность, знание рычагов влияния и методов противодействия беспределу. Чувствуется, что вам через многое пришлось пройти, чтобы приобрести навыки самообороны и борьбы, принуждая врага вести бой на вашей территории, в правовом поле. Вот бы всем так хорошо знать свои права. Верю в вашу победу. Спасибо за то, что вы делаете.
Так держать!с вами всей душой!
Раз у нас правовое государство то пусть соблюдают права граждан!
Я согласен с SereSKA: у нас правовое государство и пусть соблюдают права граждан!!
Честно, никогда не сталкивался с беспределом от силовиков, скорее даже наоборот, но то, что вы пишите – просто шокирует.
А как же конституционные права, вообще права граждан? Их что, уже отменили?