Движение

сайт про общественные движения

  1. Я спрашиваю себя, не можем ли мы рассматривать современность скорее как установку, чем как некий исторический период?.. Как манеру думать и чувствовать, а также способ действовать и вести себя.
    Мишель Фуко

Медиа-сюжет



7/3 2009

Николай Баев

член Оргкомитета Московского гей-прайда, участник проекта GayRussia.Ru, член либертарного движения "Свободные радикалы".

Мы не хотим сидеть в рамках гомосексуального гетто


метки:


www.dvizh.org продолжает серию публикаций, в которых активисты различных гражданских организаций, неформальных инициативных групп, сетевых ассоциаций делятся своими соображениями и дискутируют по стратегии развития современных социальных движений.

Контрапунктом к точке зрения, высказанной Валерием Созаевым в интервью “ЛГБТ-сообщества в России не существует. Почти“, блог-портал “Движение” размещает высказывания Николая Баева, члена Оргкомитета Московского гей-прайда, участника проекта GayRussia.Ru, члена либертарного движения “Свободные радикалы”. Интервью взял Артем marchenk Марченков.

Николай, большое спасибо за согласие рассказать, как с обзорной точки твоего уникального опыта выглядит ситуация с развитием ЛГБТ-движения в России. Предлагаю начать разговор с выявления границы между ЛГБТ-сообществом и ЛГБТ-движением. Ведь совершенно очевидно, что «быть геем, лесбиянкой, бисексуалом или трансгендером» вовсе не означает «быть участником ЛГБТ-движения», членом ЛГБТ-организации и т.д. Кого ты лично готов признать ЛГБТ-активистом? Только тех, кто профессионально или как волонтер работает в правозащитной ЛГБТ-организации? Или же, к примеру, критерием перехода из ЛГБТ-сообщества в ЛГБТ-движение является камин-аут, как символический жест, демонстрирующий готовность к публичной деятельности по защите собственных прав и человеческого достоинства?

Я бы назвал ЛГБТ-активистом скорее человека, либо принадлежащего к какой-либо правозащитной общности, либо — лично выступающего в защиту прав сексуальных меньшинств. Камин-аут здесь не обязательно означает активизм. Я знаю многих открытых геев и лесбиянок, которым совершенно наплевать на все эти «активности». Особенно их много среди состоятельных, обеспеченных, хорошо зарабатывающих людей, которым их вид деятельности и социальный статус дает позволяет быть открытыми гомосексуалами. Это, как правило, такие люди заняты в сфере услуг, торговле, шоу- или фэшн-бизнесе. В этих средах много открытых геев. Но они никогда не пойдут на баррикады и не будут заниматься активизмом.

Камин-аут я всегда приветствую. Чем больше открытых гомосексуалов будет вокруг, тем лучше. Тем меньшей проблемой это будет для окружающих: один открытый гей может преобразить многих натуралов. Как там, у Серафима Саровского: спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие. Стань сам открытым, и твоя открытость уничтожит предрассудки и гомофобию многих людей вокруг тебя: друзей, знакомых, родственников.

Впрочем, делая камин-аут, всегда надо знать, что можно нарваться на что-нибудь крайне неприятное и очень жуткое. Я знаю случаи, когда родители выставляли своих гомосексуальных детей из дома. Так что личное мужество – это тоже важный фактор.

Если говорить именно об ЛГБТ-движении — о тех людях, организациях, сетях, которые целенаправленно занимаются просветительской деятельностью, противостоят дискриминации по признаку сексуальной ориентации или принадлежности к гендерному меньшинству… Можно ли «на глаз» отследить какую-либо качественную динамику: развивается, усиливается ли движение или, напротив, оно деморализовано, рассыпается во внутренних противоречиях, зациклено на «проблемах, нерешаемых в данный момент» в ущерб тому, чего реально можно было бы добиться… То есть — можешь ли ты дать какую-то персональную оценку состояния ЛГБТ-движения, пояснив, почему состояние дел именно таково? Чисто эмоционально — озирая поле твоей личной деятельности и работу твоих коллег за последние годы — что испытываешь?

Динамика есть. Она началась с 2005 – 2006 гг. С началом движения гей-прайда в Москве. Собственно, с этого события российское ЛГБТ-сообщество впервые и по-настоящему стало открытым. О нем стали говорить, причем куда как более объективно, чем в предыдущие годы, начиная с декриминализации в 1993 г. (прим. www. dvizh.org: в 1993-ем году отменили “сталинскую” статью 121 УК РСФСР предсматривающую уголовное преследование за мужеложство).

Гей-прайд в Москве стал мощным толчком к самоорганизации самих гей-активистов. И тех, кто был его противниками, и тех, кто его поддержал. Это звучит немного парадоксально, но именно гей-прайд в Москве позволил консолидироваться тем, кто выступал против него. Я помню, как уже в 2006 г. группы противников гей-прайда стали самоорганизовываться и создали то, что сейчас называется ЛГБТ-сетью. Думаю, без событий в Москве в мае 2006 г. это бы не произошло вовсе.

Таким образом, я бы выделил две основные линии в нынешнем гей-движении России: радикальную, которая представлена проектом GayRussia.Ru и его сторонниками, и умеренную, которая представлена такими организациями, как ЛГБТ-сеть и похожими на нее. К радикалам, кстати, можно отнести не только Гей-Рашу. Но и отдельных активистов: гражданских, политических. Это люди, которые поддерживают полноту всех гражданских и социальных прав гомосексуалов в России.

Умеренные, напротив, говорят: права – это хорошо, но до них надо дорасти. Надо подождать пять, десять, сорок лет. И тогда мы сможем сорвать полноту гражданских и социальных прав для гомосексуалов, как яблоко с ветки. Оно уже будет зрелым и сочным. Поэтому давайте, мол, заниматься просвещением, семинарами, кинопоказами, выставками и конференциями. Так и скоротаем эти сорок лет. А там, глядишь, новое поколение будет управлять страной, которое уже не будет таким гомофобным.

Лично меня, как гей-радикала, совершенно не устраивает эта позиция. Кроме того, у умеренных есть один серьезный просчет. Заниматься конференциями в условиях фактического запрета на свободу выражения для гомосексуалов в России совершенно невозможно. И пример кинофестиваля «Бок о Бок» (1-ый Международный ЛГБТ-кинофестиваль в России, СПб) говорит об этом. Казалось бы, неполитическое, просветительское мероприятие было запрещено властями, как какой-нибудь гей-парад. В этих условиях просветительскую деятельность можно вести только в подвалах, где и прошел в конце концов этот кинофестиваль.

Но, позвольте, гей-конференции и семинары можно проводить хоть каждый день: в подвальных помещениях гей-клубов и гей-баров, которых уже достаточно в обеих столицах. Или даже в интернете. Но где выход в общество? И кто о них вообще может знать, кроме их участников?

Радикалы настроены на совершенно другую концепцию. Во-первых, у нас уже есть гражданские права. И мы не будем ждать, пока политические паханы и гомофобы будут так милостивы, что разрешат нам ими воспользоваться. Мы пойдем и сами возьмем эти права, гарантированные нам законом. Во-вторых, мы нацелены на выход в общество, на реальное лоббирование наших прав за пределами самого гей-сообщества. Мы не хотим сидеть в рамках гомосексуального гетто. Мы его разрушаем. Поэтому мы открыты, обращены ко всем: политикам, рядовым гражданам, правозащитникам. Такая стратегия может принести максимальный эффект. Она уже его принесла за последние 3 года. Это более 100 судебных дел, связанных с запретом свободы собраний для сексуальных меньшинств. Это заявления президента России, других политических лидеров и губернаторов по отношению к гомосексуальности. Это открытое обсуждение гомосексуальности на всех уровнях общества, чего раньше просто нельзя было представить: в СМИ, среди гражданских активистов и политиков. Это отмена запрета донорства крови для геев. Здесь непаханое поле для дальнейшего активизма. Мы будем бороться с каждым препятствием, на которое мы будем наталкиваться в реализации наших гражданских и социальных прав.

Николай, хотел бы попросить прокомментировать довольно яркий фрагмент из одного твоего текста. Цитата: «Во время рабства в Америке, как известно, существовали две принципиально разные категории чернокожих рабов. Первые – рабы, работавшие на плантациях. На них приходился основной гнет со стороны хозяев. Однако существовала другая, вторая категория рабов. Те, которые работали в домах рабовладельцев. Они были их прислугой, дворовой и домашней челядью. Их положение было гораздо лучше тех, кто под палящим солнцем каждый день горбатились на своих плантаторов. Первые рабы поднимали восстания против бесчеловечных условий своего существования. Вторые – боялись подобных восстаний не меньше своих белых хозяев, не желая терять свой статус «привилегированных» рабов. Поразительно, но точно такая же схема действует в современном ЛГБТ-сообществе России. Основная масса геев и лесбиянок живут в условиях гомофобного прессинга и дискриминации. Однако существует другая категория гомосексуалов, совершенно довольных существующей гомофобной сегрегацией”. Какую стратегию поведения ты предлагаешь избрать по отношению к этой «второй категории»? Получается, что среди прямых оппонентов ЛГБТ-движения — дискриминационной практики властей, групп населения, являющихся заложниками невежества и предрассудков — есть часть ЛГБТ-сообщества, которую ты не только не воспринимаешь в качестве союзников, но и видишь в них контрагентов, парализующих, саботирующих процесс социальной эмансипации ЛГБТ?

Лет 10 назад я увидел по ТВ интересный репортаж о встрече тогдашнего президента США Билла Клинтона с представителями гей-сообщества Америки. Встреча проходила в торжественном зале и была организована как официальный прием. Все были в смокингах. Там была гей-элита страны: бизнесмены, политики, активисты, правозащитники. Я был потрясен этой картинкой: президент США, самый влиятельный человек мира, приходит на встречу с геями и воспринимает их как равных, достойных граждан, союзников, влиятельных лиц.

Наша гей-элита из числа бизнесменов, артистов, политиков не то, что не в состоянии принять главу государства так, как это сделали американцы. Но она еще и будет валяться у очередного царя всея Руси в ногах, целовать его подошвы, выполнять любые его команды, как шавка. Эта «гей-элита» станет его придворным шутом, как некоторые представители нашего шоу-бизнеса.

Я был поражен тем, как достойно, красиво выглядели те американские геи, которые встречались с президентом Клинтоном. В своих смокингах: красивые, важные, достойные. И все они были совершенно открытыми! Не боясь при этом потерять свой бизнес или разрушить свою карьеру.

Какое достоинство у наших привилегированных рабов из гей-сообщества? Кривляние на телеэкранах, изображение из себя натуралов с какой-нибудь секс-дивой в обнимку, играющей роль ширмы? А как иначе: ведь тогда не пустят на Первый канал, в Кремлевский дворец!

Вот в этом разница.

Да, российская гей-элита спрятана. Она запугана. Она повязана. Она встроена в гомофобную иерархию. У нее есть свои «привилегии». Ей разрешили трахаться в элитных борделях, где депутаты, чиновники и крупные бизнесмены могут спокойно удовлетворить свои потребности, не боясь огласки, не боясь потерять семью, бизнес, карьеру и проч.

Это не только не союзники рядовым геям. Это люди, заинтересованные в сохранении существующего гей-феодализма: есть господа, которым позволено все и которые должны играть по гомофобным правилам. И есть смерды: простые геи, лесбиянки и трансы, которых можно увольнять, убивать, дискриминировать. Гей-баронам не будет никакого дела до уровня гомофобии, до уровня убийств и преступлений на гомофобной почве. До запрета гей-манифестаций.

Забавно, что гомофобы любят твердить о каком-то «голубом лобби» в российской политике, на телевидении или шоу-бизнесе. На самом деле никакого лобби нет. А если есть, то это не лобби. А элитный клуб богатых геев для удовлетворения своих потребностей.

Впрочем, здесь есть один интересный момент, связанный с делом Максима Косенкова, бывшего мэра Тамбова. Его печальная судьба должна стать хорошим уроком для всех гей-баронов России. У него тоже все шло как по маслу: в Питере жена с детьми. В Тамбове, по месту работы, любовник. И вдруг бац – катастрофа! Похлеще уайльдовской: всенародная огласка, суд, тюрьма.

Гей-бароны должны понимать, что они не просто гей-рабы своих гомофобных хозяев. Они еще крепко сидят у них на крючке. И разорить, уволить или посадить в тюрьму одного из них – очень легкое дело для гомофобного царя-батюшки. Был бы только повод. Вот тогда они вспомнят о том, что такое дискриминация и права человека. Возможно, тогда они поймут необходимость поддерживать гей-сообщество, и что эта поддержка в их же интересах. Поэтому стратегия здесь, на мой взгляд, должны быть та же: как можно больше открытости. И тогда молодой политик, бизнесмен, артист, начиная свою карьеру, возможно, хорошо подумает и не будет скрывать свою гомосексуальность, понимая, что лучше жить открытым, чем прятаться и играть по правилам гомофобов.

Не могу не задать уточняющий вопрос по гей-прайду. Ты известен как один из убежденных сторонников идеи, согласно которой радикально изменить положение ЛГБТ, можно в первую очередь за счет солидарных публичных действий. Из года в год наиболее решительная часть ЛГБТ-активистов предпринимает попытку провести парад гордости — манифестацию в защиту прав ЛГБТ, против дискриминации по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Это событие уже традиционно получает широкий резонанс в российской и зарубежной прессе, большое количество комментариев в блогосфере… Можешь коротко сформулировать: почему это символическое действие для тебя представляется исключительно важным? Почему, несмотря на очевидные риски — угрозы физического насилия со стороны националистов и религиозных фанатиков, запреты и репрессивные действия властей — ты призываешь активистов ЛГБТ-движения «бить в одну точку» и проводить гей-прайд во что бы то ни стало? Почему, на твой взгляд, самоотверженность и принципиальность организаторов, усилия по распространению информации о гей-прайде, солидарная поддержка многих зарубежных ЛГБТ-организаций не ведут к тому, чтобы число участников гей-прайда год от года становилось все больше и власти оказались бы вынуждены пойти на попятную?

Гей-прайд – это не только символическое действие. Это самый важный шаг открытости гей-сообщества. Едва ли не единственный. И, как оказалось, очень эффективный. Только с помощью публичных акций мы можем достучаться до общества и рассказать ему о том, кто мы, какие у нас проблемы и чего мы хотим. Благодаря Московскому гей-прайду нам удалось это сделать.

В 2003 – 2004 гг. я занимался мониторингом российских СМИ на тему гомосексуальности. Картина была ужасная. Геи изображались как крашенные женоподобные клоуны, а лесбиянки – как мужеподобные гориллы. Отсутствие какой-либо объективности, адекватности, не говоря уже о сочувствии к гомосексуалам и понимании. Российские журналисты даже не знали такого слова: «гомофобия». Оно вошло в их обиход только после событий 2006 г. и первого гей-прайда в Москве. Сейчас это слово используют все: гей-активисты, политики, правозащитники, сами гомофобы.

Я уже говорил о том, какой колоссальный толчок гей-прайд дал развитию гей-движения в России.

Вообще, Россия – это страна хронического дефицита. И самый серьезный дефицит в России – это дефицит институций. На этом фоне говорить о каком-то эволюционно-поступательном пути развития в России очень сложно. Здесь все происходило и происходит революционными скачками, широкими амплитудами. Поэтому двигателями прогресса в России всегда были революционеры, бунтари, радикалы. Россия – вообще радикальная страна. Здесь если революция, так до самого основания. Если реакция – то хуже некуда. Мне кажется, это некая историческая данность. Ее надо иметь в виду. В этом смысле движение гей-прайда стало таким революционным скачком. Оно дало хорошего пинка под зад не только гомофобам и властям, но и самим гей-активистам, которые стали вылезать из болота или, по крайней мере, пытаться это делать.

Поэтому именно на плечах гей-радикалов, на мой взгляд, будет лежать основной груз борьбы за права ЛГБТ в этой стране. Умеренные, пугливые, гей-бароны, основное «болото» гей-сообщества – все они будут идти лишь по тем следам, которые будем пробивать мы своими акциями, которые будут считаться спорными, вызывающими, эпатажными, провокационными, какими угодно. Главное, что их результат будет намного эффективнее. Уже хотя бы потому, что все остальное, что будет предприниматься в обозримом будущем на ниве гей-активизма в России, будет на порядок трусливее, скромнее, бесперспективнее, чем то, что происходит в Москве из года в год.

Честно говоря, я не верю в эффективность умеренных. Я знаю этих людей. Я понимаю, насколько низок их профессиональный уровень. Сколько там много случайных людей, наконец, элементарных шизофреников.

Вообще, вопрос гей-активизма – это очень спорный вопрос. Гей-активизм требует от человека слишком много усилий и слишком мало благ дает взамен. Поэтому ничего удивительного, что многие молодые люди с радостью начинают заниматься гей-активизмом, а потом разочаровываются в нем, забрасывают это дело и вновь становятся рядовыми бюргерами.

Ты говоришь, нас выходит мало на улицы во время прайда. Но, во-первых, если бы гей-прайд был согласован, если бы он из года в год не находился в кольце окружения ОМОНа и гомофобов, то это было бы совершенно другое дело. И людей было бы намного больше. Когда я выходил последний раз на прайд в Москве, 1 июня 2008 г., я поймал себя на мысли, что иду по улицам города, как по территории военных действий. Везде менты, везде все оцеплено, заграждено, перекрыто. Патрули. Еще только полицаев с гавкающими собаками не видно. Как во время нацистской оккупации.
И тем не менее, именно эта небольшая группа активистов который год ставит на уши гомофобные власти. Эта небольшая группа проделывает такое, что не в состоянии сделать никто. Вообще, сама ситуация, когда гомофобный мэр Москвы Лужков отменяет свои встречи в Европе, как мальчишка, прячется и боится появиться в других странах, ожидая протестов, неприятных вопросов, скандалов, – сама эта ситуация является заслугой организаторов гей-прайда.

С другой стороны, для нас гей-прайд – это не самоцель. Это лишь средство для достижения наших прав. В конце концов это стало самой эффективной площадкой для общественного и политического диалога в России по вопросам прав сексуальных меньшинств: в СМИ, среди правозащитников, среди политиков, с трибуны парламента, даже в Кремле.

Последний опрос: о роли интернет-активизма и, в частности, активности ЛГБТ-движения в блогосфере. Каких изменений позволяет добиваться использование этого коммуникативного канала? Каких ошибок следует избегать? Стоит ли специально вкладываться в развитие тематических активистских сообществ в блогосфере? Интернет-активность блоггеров, ассоциирующих себя с ЛГБТ-движением – это реальный вклад в общее дело или суррогат, заменитель деятельности, отвлекающий от более приоритетных, насущных задач?

Думаю, первый и единственный прорыв в гей-интернете в России был сделан в момент появления первого гей-сайта. С тех пор ничто принципиально не изменилось. Возникла некая виртуальная площадка для общения, контактов, информационных потребностей. Все, что последовало потом, включая гей-блогосферу, все это вариации на уже прозвучавшую тему.

Иной вопрос, что из-за того же пресловутого институционального дефицита в России, блогосфера стала чем-то большим, чем блогосферой. Она стала еще и политической площадкой. Но открытость гей-сообщества, которая сейчас набирает обороты, деятельность реальных, а не выдуманных (под никами и псевдонимами) активистов – все это выбьет почву из-под блогосферы. Любопытно, что когда в России возник гей-интернет, то даже его основатели действовали под псевдонимами: все эти «Мишины», «Ивановы, Петровы, Сидоровы». Все эти замысловатые никнеймы. Но вот пришла пора гей-активистам показывать свои лица, раскрывать свои реальные имена.

Я думаю, что гей-блогосфера в конце концов уйдет из собственно активистской, политической деятельности. Со временем она вернется к своим истокам и снова станет тем, ради чего и создавалась: просто площадкой для личного и бытового общения. Ведь во всем мире Живой Журнал – это средство личных дневников, такого бытового общения, исключающего политику, серьезную социальную тематику. Только из-за дефицита гей-институций ЖЖ в России стал чем-то большим. Поэтому возникла какая-то активность в блогосфере. Но, опять же, это имитация активности. И путь от виртуального до реального невероятно сложный. По крайней мере, для большинства блоггеров. Так что со временем все встанет на свои места. В Интернете будет веселый пиздёж о гей-жизни. А на манифестациях, партийных собраниях, в парламенте и правительстве будут решаться реальные вопросы, связанные с ЛГБТ-сообществом России.

Персональный блог Николая Баева – nikolai-baev.

в категории: Медиа-сюжет



9 комментария/ев »

  1. Очень не согласен со многими высказываниями.
    Особенно по части “умеренных” ЛГБТ-органиаций.
    Очень много надуманного или просто заблуждений.
    А про “шизофреников” это по-моему господин Баев вообще меня имеет ввиду :) Стыдно господин Баев…

    Вячеслав Ревин координатор межрегионального движения за права лесбиянок геев бисексуалов транссексуалов в России LGBT Rights.

  2. Александр says:

    Спасибо Николаю. Акценты расставлены точно. Публичные гей-акции – это ещё и информационный повод, благодаря которому гей-активисты появляются на ТВ и в СМИ, донося свою правовую позицию до обычного человека, это канал связи общества с гей-движением. Без публичности, к сожалению, ждать интереса “большинства” к проблемам геев – утопично. Замечают только то, что является публичной реальностью. Никто не будет уважать твоих прав, если ты сам их не предъявляешь обществу и не заставляешь считаться с ними.

  3. lana says:

    Я в согласен со многими его высказываниями особенно с тем что измени себя и все вокруг изменится я на своем пути встречал не мало людей агресивно настроенных против лгбт сообщества , своим примером и положительным примером можно добиться многого…. Все зависит от самого лгбт сообщества общество ничего не поимет пока ему сами не расскажем)))))))))))

  4. Алекс says:

    Я полностью согласен с Вячеславом Ревиным респект.

  5. Дмитрий Макаров says:

    Да уж… Парад лицемерия и трусости.
    Такие люди как Коля Баев давно живут в мире созданных ими же самими мифов. Он уже никогда и не вспомнит, что в 2006 году в последний момент так и не решился выйти на площадь. Будет рассказывать про свой бескомпромиссный активизм и рьяно нападать на “гомофобов” и гей-пассивистов в интернет-дискуссиях. Когда знаешь, что эта миниатюрная тусовка представляет из себя на самом деле – не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать. Жалкое зрелище. Нагромождение лжи и тщеславия.

  6. Вася says:

    Я вообще-то не гомофоб. Но считаю, что использовать интимную жизнь для публичных демонстраций – аморально. Ну занимаетесь вы там своими любовными делами, занимайтесь интимно, чтоб никто не знал. Зачем показуха? Что вы хотите донести миру?

    • dansury says:

      Re: “занимайтесь интимно”
      гомосексуализм – это не только секс, которым можно занимться интимно.
      давайте в таком случае запретим всю любовную жизнь, запретим и гетегосексуальным парочкам целоваться на улицах, говорить о своих гетеросексуальных проблемах и так далее..

      демонстрация – это привлечение общественного внимания к пролеме, это способ сказать: “мы есть и мы имеем право на существование без насмешек над нами”

  7. Вася says:

    Ну, конечно же, призыв заниматься любовью не напоказ и просьба не вмешивать любовь в политику – это ж сразу “запреты”. Кстати рождаемость при “запретах” была в разы больше. Я проблемы-то и не вижу. Ну любитесь в попу. В чем тут проблема-то? Мы знаем, что вы есть и всегда знали. Можно подумать среди вас насмешек к простым людям нет, Давайте запретим весь юмор, иронию и насмешки. Нормальных людей – большинство. Демократия – это принцип большинства. Принцип уважения меньшинств, не отменяет уважения к большинству. Зачем раздражать большинство своим девиантным поведением? В конце концов об эстетике подумайте. Травести – очень не эстетично (только не надо мне про кобуки тут лекцию толкать). Еще раз говорю, незачем это делать напоказ. Я и гетеросексуалов – всяких проституток тоже не одобряю. Или для вас мораль – это “все можно”? Должны же быть какие-то ограничения, в том числе и внутренние – совесть, стыд. Если их не должно быть, то чем тогда нацисты хуже?

Ответить

Последние комментарии:

гайкин виктор: После публикации серии статей о силовиках как системообразующем элементе в России меня спрашивают, а...

гайкин виктор: «Вверх по ведущей вниз лестнице» В России традиционно менты считаются погаными, гебня – кровавой, а...

гайкин виктор: Арсеньевские вести 2008 №24 Коричневые марионетки и кукловоды в законе Гайкин Виктор Алексеевич...

Александр: “Хочешь изменить жизнь к лучшему – не обращайся к государству, обращайся к обществу. Хочешь работать...

gaikinvictor: «Народное вече» № 5, 2011 Российский экспресс и колымский тупик. «Россию нельзя завоевать, её можно...


Последние публикации:
16/12

«15-58». Химкинская история. Фотографии. Документы

16/12

Три ответа про 11 декабря: Ирина Костерина

Ирина Костерина - Событийный ряд
15/12

Три ответа про 11 декабря: Ольга Мирясова

Ольга Мирясова - Событийный ряд
15/12

Три ответа про 11 декабря: Александр Верховский

Александр Верховский - Событийный ряд
14/12

Как говорить про итоги 11 декабря 2010

Виктор Воронков - Аналитика
14/12

Три ответа про 11 декабря 2010: Андрей Кутузов

Андрей Кутузов - Событийный ряд
19/5

Молодежная гендерная школа

22/1

Самая удачная общественная акция

Александр Бикбов - Событийный ряд
21/1

Музей политической истории, о которой молчат



copylefter no_author _niece Александр Бикбов Александр Верховский Александр Григорьев Александр Мнацаканян Александра Назарова Алена Объездчикова Алёна Рогова Анастасия Денисова Анастасия Никитина Анатолий Ульянов Андрей Кутузов Андрей Юров Артем Марченков Борис Кагарлицкий Валерий Листьев Валерий Созаев Вениамин Дмитрошкин Вера Бредова Виктор Воронков Влад Тупикин Владимир Гущин Владимир Малахов Владимир Сливяк Всеволод Бедерсон Галина Кожевникова Глеб Ципурский Даниил Горецкий Дарья Кутузова Дмитрий Громов Дмитрий Десятерик Дмитрий Колбасин Дмитрий Макаров Дмитрий Полетаев Дэвид Денборо Евгений Орегон Елена Большакова Елена Дудукина Елена Омельченко Елена Тонкачева Игорь Аверкиев Игорь Сажин Ирина Аксенова Ирина Костерина Карин Клеман Киев Линор Горалик Михаил Габович Михаил Немцев Николай Баев Николай Олейников Олесь Кириленко Ольга Мирясова Пьер Бурдье Руслан Поршнев Сергей Давидис Сидiр Софья Чуйкина Стас Маркелов Украина Химки Юлия Башинова активизм активистские группы акции альтерглобализм антифашизм арт-активизм вегетарианство гендер гражданская политика гражданские права гражданские сети гражданский активизм гражданский контроль гражданское образование гуманитарный активизм демонстрация доступ к информации зоозащита интеллектуальный активизм исследования и анализ история активизма кампании контркультура космополитизм микрополитика мир без границ молодежные движения национализм ненасилие неформалы неформалы и власть образовательные реформы память права молодежи права человека правозащитное движение произвол милиции против ксенофобии против ксенофобии и дискриминации против тоталитаризма против цензуры профсоюзы публичная политика равноправие и неравенство реформы образования и науки свобода слова свобода собраний свобода творчества солидарность социальная защита социальная критика социальное проектирование социальные движения социальные движения и профессиональные сообщества социальные технологии социальный активизм цифровые права человека экология этика активизма